20 марта студенты третьего курса Института журналистики встретились с заместителем главного редактора газеты «Звязда» Слоневским Анатолием Аркадьевичем. Цель встречи: поговорить об освещении белорусскими журналистами Олимпийских игр в Сочи.
Анатолий Аркадьевич рассказал, что подготовка к Олимпиаде осуществлялась семь лет. Та, территория, на которой планировалось её проведение, была пустой.
«У них была всего лишь одна дорога вдоль морского побережья. И эта дорога постоянно была забита, потому что Сочи — это курортный город. Сочи по площади сравним с любым белорусским областным городом. Нужно было доказать Международному олимпийскому комитету, что это, заброшенное место, возможно за короткие сроки преобразить, для того, чтобы туда приехали люди со всего мира. Чтобы провести соревнования на высоком уровне».
На строительства было предоставлено от сорока до пятидесяти миллиардов долларов.
В отличие от летней Олимпиады, в зимней участвует меньше стран, и соответственно, меньше видов спорта представлено. Но по затратам Олимпиада в Сочи превзошла все: и летние, и зимние.
«Это говорит о том, что правительство России нашло необходимые средства, смогло мобилизовать все свои ресурсы, не только финансовые средства, но и найти специалистов, которые разработали проекты спортивных объектов».
За эти семь лет было построено два кластера. Два участка, где проводились соревнования.
Один из них был размещён непосредственно в Сочи, на берегу чёрного моря. Там были построены 6 крытых спортивных объектов, в которых проводились: хоккей, фигурное катание, соревнование по кёрлингу, по конькобежному спорту. Размещался также Олимпийский стадион «Фишт», где проходило открытие и закрытия Олимпийских игр.
И второй кластер, который назывался «Горный» в предгорьях Северного Кавказа. В «Горном» проводились соревнования на открытом воздухе: по лыжам, по биатлону, по фристайлу. На «Красной Поляне» были построена вся инфраструктура: отели для журналистов, спортсменов.
«Получился такой населенный пункт по примеру швейцарского Давоса. Теперь это место отдыха, туда приезжают, катаются в горах, поправляют свое здоровье».
На Олимпиаде было представлено 80 стран. В том числе такие страны, в которых «никогда не видели снега»: Малайзия, Гаити.
Анатолий Аркадьевич подчеркнул, что для некоторых стран принять участие в Олимпиаде уже являлось достижением.
«От Бразилии участвовала спортсменка по фристайлу. В рамках программы этого спорта есть норматив: три трамплина, и на каждом нужно выполнять прыжок определённой сложности. Она прыгнула, сделала сальто над самым маленьким трамплином, высотой не больше обычного стола. Заняла самое последнее место, но от счастья плакала. Этот момент был исторический, потому что Бразилия никогда не была представлена на зимних Олимпиадах».
— Как много журналистов занимались освещением олимпиады?
— Журналистов было около двух тысяч. Спортсменов — около 4 тысяч.
Очень много было китайских журналистов. Учитывая, что спортивная делегация была большая, хорошо подготовленная. И выступила она успешно. Думаю, что китайские спортсмены сделали всё возможное, чтобы представить свою страну.
На соревнованиях по фристайлу, когда в финале за тройку призовых мест боролись четыре спортсмена: один белорус, один австралиец, и два китайских спортсмена, белорусский тренер, Николай Иванович Козека рассказывал, что китайские спортсмены «не туристами туда ехали». Они всегда едут бороться за самые высокие места, и то, что они попали в финал в четвёрку — это большое достижение. Конечно, медали достаются тяжелым трудом, травмами. К сожалению, без этого спорт не обходиться.
— Что можете сказать о качестве организации и работе пресс-центров?
— Организация была отличной. Расстояние между кластерами занимало 42 км, а специальный транспорт мог доставить с одного кластера в другой за 50 минут.
Когда проводились соревнования в Турине и в Ванкувере, добираться нужно было несколько часов, и побывать везде не представлялось невозможным.
На каждом спортивный объект приходился пресс-центр. Было два больших медиа — центра: основной – в Адлере, и «Горный» – в «Красной Поляне».
Это места, куда стекалась вся необходимая информация. Там находились огромные мониторы. На них выдавались предстартовые протоколы, показывался ход соревнований, итоговый протокол. То есть журналисты могли получать информацию, не выходя из пресс-центра.
После объявления победителей, призёры приглашались в медиа — центры, и любой журналист мог задать вопрос, побеседовать со спортсменами.
Для этого есть «Микс – зона», которую обязаны пройти спортсмены. Она представляет собой площадку, на которой стоят журналисты. Спортсмены обязаны ответить на вопрос каждого журналиста, если тот захочет побеседовать. И это является обязательным условием Олимпиады.
— Я так понимаю, что больше возможности встретиться журналистам со спортсменами на олимпиаде не было?
— Да, таковы правила Международного Олимпийского комитета. Журналисты имеют право брать интервью только в «Микс-зонах», и не в каком другом месте. Это делается, чтобы у всех журналистов были равные условия. Каждому даётся полторы минуты, то есть ответ предполагает короткий комментарий. Спортсмены всегда терпеливо отвечают на все вопросы, потому что это их обязанность.
В неофициальных беседах можно говорить о чем угодно, кроме тем, касающихся соревнований. Эти темы запрещены.
Спорт должен быть отделён от всего. Это не политика. Спорт – это лучший дипломат. Через спорт можно показать, что в стране уделяется внимание здоровому образу жизни. И что с этого можно брать пример.
Но нужно чётко понимать, о чём и где можно разговаривать.
Спорт должен объединять. Надо искать то положительное, что есть у каждого спортсмена.
Например, когда 23 февраля украинские биатлонистки взяли золото в эстафете, то все журналисты говорили, что Украине эта медаль была просто необходима.
Роль журналистики в спорте – это большая роль. Нужно всегда трезво оценивать ситуацию и быть профессионалом в своей сфере.
— Как складывался ваш рабочий день в рамках Олимпиады?
Обычно соревнования проводились во второй половине дня. Или уже к вечеру, во время «прайм — тайма».
Лыжные гонки могли начинаться с утра. А если не было соревнований, искал какую-либо информацию, ездил на тренировки. Там можно было беседовать со спортсменами, с тренерами, с обслуживающим персоналом, так называемыми «сервис — менами».
Например, у Дарьи Домрачевой было сорок пар лыж. И был нанят человек, который смазывал все лыжи. Для этого он владеет специальным секретом. Это очень редкая профессия. Если не угадаешь со смазкой, то лыжи будут слишком быстро скользить, любо будут идти очень медленно и тяжело.
После соревнования идёшь в пресс-центр и пишешь. Иногда до двух ночи, бывало, до половины четвёрного утра.
Хочу подчеркнуть, что на Олимпиаде не было молодых журналистов. Все люди, начиная с Австралии, заканчивая Канадой, сорока – пятидесяти лет. Эти опытные люди работали как простые репортеры: бегали, как молодые.
Но, несмотря на жесткий график, это была увлекательная работа. От Олимпиады остались яркие, неповторимые впечатления.
— А каким образом собираются использовать спортивные объекты дальше, ведь, как вы говорили, в строительство было вложено много денег?
— Само строительство объектов и идея олимпиады пошла от российских олигархов. То есть, от людей, которые захотели вложить куда-то деньги с пользой. Раз это не государство решило спонсировать строительство, то эти люди будут думать, как реализовать свои вложения в будущем. Они будут развивать туризм. Сочи – это город-курорт. Туда будут ездить туристы. Построено большое количество отелей. Там уже сейчас много туристов.
Даже во время Олимпиады, выше гостиницы, где мы жили, на высоте более двух тысяч метров, находилась спортивная база. Люди отдыхали и катались на лыжах.
Если говорить о судьбе спортивных комплексов, то на трассах будут проводиться различные соревнования. И если какие-либо объекты не понадобятся, их легко разобрать. Так как в их строительстве была использована каркасная система. Объекты могут легко перенести в другие города.
— Всех белорусов и зарубежных гостей интересует предстоящий чемпионат мира по хоккею. Известно, что более 484 тысяч билетов из 685 тысяч уже продано. Но только 66, 5 тысяч из них реализовано зарубежными гостями. Можно ли предположить, что Беларусь ещё недостаточно разрекламирована среди потенциальных гостей чемпионата?
— Дело в том, что каждая страна, которая представлена на этом соревновании, предполагает примерное количество болельщиков, которые могут приехать в страну проведения. Из Германии, Латвии, учитывая, что команды стран представлены на чемпионате, приедет много болельщиков, а из Канады может приехать меньше.
Но всегда есть некая квота билетов для каждой страны. В целом, всё зависит от того, сколько билетов хотят заказать страны — участницы. Все остальные билеты расходятся по месту проведения.
Сегодня 70 процентов билетов на чемпионат уже раскуплено, но остальные держат до последнего момента, потому прогнозируется появление новых желающих. Если кто-то захочет, они могут приехать и купить билет. Или сделать это через интернет.
Поэтому, я думаю, что не будет никаких проблем. Трибуны будут заполнены. Событие такого масштаба у нас впервые проводиться и неизвестно, когда будет в следующий раз, поэтому оно вызывает достаточно большой интерес.
В заключение беседы Анатолий Аркадьевич пожелал стремиться к самому максимуму. «Даже к тем вершинам, которые кажутся недостижимыми. Потому что, возможно всё».
Фаина НАКОНЕЧНАЯ